МБОУ «Владиславовская общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владиславовская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым

Ученическое самоуправление — форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

Ученическое самоуправление

1. Позиционный блок

Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через

освоение навыков социального взаимодействия.

Задачи ученического самоуправления:

· Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

· Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

· Определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

· Организация деятельности органов ученического само­управления;

· Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

· Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;

· Подведение итогов работы, анализ ее результатов;

· Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;

· Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;

· Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.

Принципы построения и развития ученического самоуправления.

· Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

· Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

· Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

· Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

· Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

· Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

· Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

· Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.

Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление– самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.

Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.

Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.

Содержание деятельности органов ученического самоуправления

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

· Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.

· Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

· Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;

· Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;

· Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

Самоуправление –самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.

Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по

отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.

Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.

Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.

Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.

Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические - в оптимальном сочетании личного и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.

Структура уровней ученического самоуправления школы.

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.

Индивидуальный уровень – ученик.

Педагогические задачи:

· Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;

· Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;

· Воспитание ответственности за порученные дела;

· Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Второй уровень- школьное самоуправление.

Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.

Совет школы – высший орган самоуправления школы.

Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.

Педагогические задачи:

· Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

· Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

· Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;

· Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.

3. Нормативно – правовой блок

Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

· Закон об образовании

· Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

· Всеобщая декларация прав человека.

· Конвенция о правах ребёнка.

· Конституция Российской Федерации.

· Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

· Положение о лицензировании образовательной деятельности.

· Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

· Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

· Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121, статья 122, статья123)

· Национальный проект «Образование».

· Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

4. Содержательный блок

Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:

Министерства

Ведущий вид деятельности

Содержание

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Познавательная деятельность

предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА

Спортивно – оздоровительная деятельность

организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ

Художественно – эстетическая деятельность

тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ

Трудовая деятельность

тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

5. Технологический блок

Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и

потребностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

· Повышение гражданской позиции школьников;

· Повышение заинтересованности в развитии школы;

· Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

· Увеличение занятости детей во внеурочное время;

· Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

· Активизация творческой деятельности учащихся;

· Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

· Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Основные формы ученического самоуправления.

· Заседания Совета ученического самоуправления;

· Участие в работе собрания;

· Участие в работе ученических и родительских собраний;

· Проведение благотворительных и иных акций;

· Проведение социологических опросов;

· Участие в работе творческих групп;

· Проведение круглых столов;

· Организация и проведение досуговых мероприятий;

· Организация и проведение спортивных соревнований;

· Другие формы работы.

·

6. Управленческий блок

Управление развитием ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,

являясь органической частью общешкольного управления.

Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование

(коррекция) и снова анализ.

Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

· Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета, председателем и педагогом-организатором ВР);

· Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)

· Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)

· Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);

· Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по

Нормативные документы регулирующие вопросы школьного самоуправления:

- Устав школы
- Положение об ученическом самоуправлении
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации
- Закон об образовании
- Всеобщая декларация прав человека
- Локальные акты, регламентирующие деятельность школы

выборы на пост президента.docx
план работы самоуправления 21-22гг.doc
школьный парламент.docx
Положение о дежурном классе по школе.doc
протокол заседания.doc
ученическое самоуправление.docx
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.doc
конституция.doc
Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов